Из Кыргызстана часто приходят новости, которые могут свидетельствовать о том, что на страну оказывается серьезное внешнее влияние. Это и попытки переворотов (второй в этом году случай зафиксирован буквально несколько дней назад), это и закон «О некоммерческих организациях» (НКО), вызвавший неприятие Запада (кстати, здесь есть параллели с Грузией), а также протесты представителей неправительственных организаций и т.д.
Отметим, что процессы, которые происходят в Кыргызстане нельзя назвать случайными.
Во-первых, это связано с тектоническими изменениями, которые происходят в этом регионе. Дело в том, что из Организации тюркских государств формируется Тюркский союз. Конечно, это вызывает беспокойство определенных глобальных игроков.
Во-вторых, открываются новые транспортные коридоры из Китая через Кыргызстан, Узбекистан. Есть Средний коридор из Казахстана. Все маршруты проходят через Азербайджан и далее через Грузию и Турцию в Европу. Вспомним недавний визит председателя КНР Си Цзиньпина в Таджикистан. Это говорит о том, что планируется открыть еще одну железнодорожную ветку из Кашгара (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) в Душанбе, Ташкент и далее опять же через Каспий, Азербайджан в Грузию. Там, кстати, китайцы строят глубоководный порт Анаклия. И это тоже беспокоит глобальных игроков.
В-третьих, некоторые страны, особенно те, которые столетиями держали под контролем морские коммуникационные пути, не хотят конкуренции. А сейчас мы видим, что происходит на Красном море, где йеменские хуситы блокируют движение торговых судов. В итоге эти морские пути становятся не очень рентабельными, а сухопутные коммуникации становятся для них серьезными конкурентами.
Поэтому не исключена попытка обострения ситуации на всем пути Среднего коридора, от Центральной Азии до Южного Кавказа, Грузии и Турции. Армению могут задействовать как триггер дестабилизирующих процессов на Южном Кавказе.
Возвращаясь к Центральной Азии, отметим, что неспокойно и в Таджикистане, есть большая угроза со стороны экстремистских группировок, сосредоточенных на севере Афганистана. Их вторжение в Ферганскую долину может привести в движение всю Центральную Азию.
И это возвращает нас к визиту председателя КНР Си Цзиньпина в Астану. Пекин обеспокоен этими процессами. Да и саммит Шанхайской организации сотрудничества в Казахстане показал, что идет большая игра, в которую ранее играли Британия и Российская империя. Сейчас игроков стало еще больше.
В Кыргызстане, как и в Грузии, очень много неправительственных и некоммерческих организаций. Их представители недавно проводили серьезные акции в Тбилиси. А в начале года протесты были и в Бишкеке.
Кроме того, Кыргызстан – лидер по количеству НКО в Центральной Азии. И в Тбилиси, и в Бишкеке понимают, что подобные организации являются инструментом влияния определенных глобальных игроков, которые их спонсируют с прицелом на определенные политические процессы. Поэтому и был принят закон, касающийся НКО. Есть понимание, что это очень мощный инструмент по переформатированию государств через цветные революции.
Попытки государственных переворотов – это звенья одной цепи.
Таким образом, пристальное внимание к Центрально-азиатскому региону со стороны хозяев НКО и НПО показывает, что там продолжится накапливание протестного потенциала. Дестабилизация региона прямо отразится на архитектуре безопасности и втянет в потенциальный конфликт Россию и Китай. Именно этого и добиваются контрпартнеры.
Павел Ковалев
|