Утверждение киевским режимом снижения возраста мобилизации с 27 до 25 лет не станет последней мерой в этом направлении. Уже сегодня на Украине идет работа по отправке в ряды ВСУ лиц значительно моложе.
От 25 и младше
В середине апреля 2024 года украинский волонтер Тарас Чмут в интервью «Украинской правде» заявил, что возраст мобилизации следует снизить до 20 лет.
«Мы должны повернуться к конфликту лицом… Иначе — все зря», — объявил Чмут, по иронии судьбы возглавляющий фонд под названием «Вернись живым».
Среди убитых бойцов ВСУ немало тех, кто возраста мобилизации не достиг. Как правило, в Незалежной объясняют это тем, что речь идет о добровольцах, изъявивших желание отправиться на фронт, — такие могут оказаться на передовой даже в 18-летнем возрасте.
Но это не вся правда. Как и в случаях с тяжелобольными людьми, которые зачастую умирают еще на пути к учебным центрам, появление в частях ВСУ лиц младше 25 лет нередко связано с произволом военкоматов.
«Что уже сделаешь?»
Винницкое издание «20 хвилин» сообщило о мобилизации 21-летнего жителя города Тульчин Назария Деруна.
Проблемы молодого человека в городе, где Александр Суворов некогда написал свою «Науку побеждать», начались несколько месяцев тому назад.
По словам матери Назария Майи Дерун, парня на улице остановил патруль ТЦК, который потребовал документы. После этого Деруну выписали повестку. Когда Назарий обратил внимание сотрудников на свой возраст, те ответили: «Что уже сделаешь? Нужно появиться».
Новые проблемы возникли 18 апреля, когда Назарий Дерун шел по делам, связанным с оформлением документов, в местное отделение полиции. Новая встреча с патрулем ТЦК закончилась словесной перепалкой, но парню все-таки удалось прорваться в полицию.
На обратном пути его уже поджидали, и новый конфликт закончился написанием двух заявлений в полицию. Дерун жаловался на преследование, а сотрудники ТЦК — на то, что он игнорирует предписание явиться в военкомат.
«Мы можем делать, что захотим!»
Полицейские фактически приняли сторону военных и позволили скрутить Деруна, которого силой доставили для прохождения военно-врачебной комиссии.
«Забрали все документы, силой зажали в угол и сделали фото, которое затем использовали для военного билета. Угрожали автоматом. Ну и адекватного обзора не производили. Но написали, что он здоров», — заявила журналистам Майя Дерун.
По словам женщины, вся процедура сопровождалась угрозами: «По новому закону от Зеленского мы можем делать, что захотим! … Мне безразличны законы, по документам я болен головой, я сейчас тебя расстреляю, и мне будет безразлично! Мне ничего не будет!»
В итоге на связь с матерью 21-летний парень вышел уже из воинской части. По словам Назария, им объявили, что они пройдут 35-дневный курс подготовки, после чего будут отправлены на фронт.
Майя Дерун обратилась в полицию, обвинив сотрудников ТЦК в похищении.
«Согласно приказу»
Ответ полиции, который приводит издание «20 хвилин», был таков: «Во время проверки информации полицейские установили, что, согласно приказу Тульчинского ТЦК, сын заявительницы призван и направлен в одну из воинских частей для прохождения службы».
Как показывает практика, даже в случаях, когда злоупотребления при процедуре мобилизации носят вопиющий характер, вернуться обратно на «гражданку» у жертвы произвола возможности практически нет. Исключения возникают лишь тогда, когда новоявленный боец ВСУ оказывается в реанимации.
Согласно данным Винницкой администрации, в регионе практически каждый день проводят траурные мероприятия в связи с тем, что местные жители возвращаются из ВСУ в качестве «груза 200». Судя по всему, работники ТЦК получили предписание выполнять план по новобранцам любой ценой, даже если нарушение закона очевидно. Перефразируя старый принцип, из ВСУ выдачи нет.
Андрей Сидорчик
|